Только для сумасшедших (1991) Реж. Арво Ихо Фильм основан на реальной истории. В больницу маленького эстонского городка поступает молодой человек, пытавшийся покончить с собой: он не смог пережить того, что в самый ответственный момент оказался несостоятельным. Медсестра, сострадая несчастному юноше, спасает его от депрессии, а заодно – импотенции самым древним известным способом, за что потом жестоко расплачивается. От женщины отварачиваются дочь, муж, соседи, коллеги по работе. Больше того, ее начинает преследовать тесть спасенного юноши, который крайне переживает за свою дочь. Откликнувшись на чужую боль, Рита вынуждена терпеть унижения и угрозы, пока с ней не случится трагедия, которая поставит точку в этой истории. Картина «Только для сумасшедших» Арво Ихо впервые после «Зеркала» Андрея Тарковского вывела одну из ярчайших актрис отечественного кино на мировой уровень. История медицинской сестры, нетрадиционным способом спасающей самоубийц на сексуальной почве, – была сыграна с такой убедительностью, что Терехова собрала награды за лучшую женскую роль сразу на трех европейских кинофестивалях. Сама актриса позже призналась, что это один из ее любимых фильмов, который уже занимает особое место в ее творчестве. По признанию актрисы, в картине она сыграла в каком-то смысле «современную юродивую», которая с такой остротой воспринимает чужую боль, что и её саму все считают сумасшедшей. По словам режиссера, «смысловым центром» фильма являются слова героини о том, что такое грех: «Если я могу помочь человеку и ничего для этого не делаю – только это грех. Всё остальное – предрассудки». Другое дело, какую цену приходится заплатить героине за ее милосердие (полное название ленты вполне говорящее «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия»). Сама Терехова лучше всего охарактеризовала свою героиню: «Подобного типа бывает немало детей – самых тихих и скромных, которых все всегда обижают. Таких надо беречь и любить больше всего. Моя героиня – обычная незаметная медсестра, которая всю жизнь была медсестрой, на большее не претендовала. Потихоньку, чтобы никто не видел, спасает как может. Реанимируя потенцию у мужчины, она доказывает – ты здоров, ты нормален. Но если бы Рита этого не делала, Йохан вышел бы из больницы и, наверно, снова наложил на себя руки». Фильм известен довольно ограниченному кругу зрителей, на телевидении его показывают крайне редко и заметных статей о нем опубликовано очень мало. Правда, по словам Маргариты Тереховой, после сеансов фильма к ней не раз подходили женщины-врачи, которые говорили: «Всё точно показано! Как мы понимаем Вашу героиню! Зрители этого не поймут, а мы, медики, понимаем». Остается добавить, что у автора сценария Марины Шептуновой была подруга, которая была убита при похожих обстоятельствах, поэтому, как это уже было сказано, картина создана на основе реальной истории, что по-своему ценно. Награды и номинации: Приз за лучшую женскую роль МКФ авторских фильмов в Сан-Ремо, 1991 Приз за лучшую женскую роль МКФ северных стран в Руане, 1992 Приз за лучшую женскую роль МКФ нового кино в Брюгге, 1993 Гран-при и награда критиков на МКФ Мангейм — Гейдельберг, 1992 Премия «Ника» — Приз за лучшую женскую роль (номинация), 1991 #артхаус

Теги других блогов: история кино драма